Моя жизнь крутится вокруг модной индустрии и легкой промышленности. Начав
свой путь в моде несколько лет назад с «блесточек» (показов и тусовок), я
все больше углубляюсь во внутренние процессы: производство, материалы,
продажи. Каждый месяц, посещая большое количество разных событий, я
наблюдаю за настроением, атмосферой, движениями внутри индустрии. Именно
эти наблюдения и будут основой моей новой ежемесячной колонки для
FashionUnited.
Начало сентября традиционно взрывается чередой громких событий, ярких
вечеринок и профессиональных выставок. Изголодавшаяся за лето тусовка с
головой кидается в пучину светской жизни, а профессионалы открывают
активный сезон. Просевший за лето рынок премиума оживляет Vogue Fashion
night out, апофеоз потребления, всеобъемлющая «оргия» люкса и устаревшего
гламура. В этом году, испугавшись за посещаемость (кризис все-таки),
организаторы включили крепкий пиар: главные персонажи светской Москвы — от
Ренаты Литвиновой до Иды Лоло в фирменных «FNO» маечках скакали в
инста-видео, призывая подписчиков окунуться в потребительскую сказку, в
«Цветной» привезли Clean Bandits, собравших толпу в несколько тысяч модных
молодых людей, плотно заполонивших универмаг.
Рынку люкса сейчас тяжело, но, включив мощный внутренний креатив (витрины
ЦУМа, как пример), он пока справляется, и местами даже расширяется,
торжественное открытие нового бутика Paul Smith в ГУМе тому подтверждение.
На смену ориентально-гламурным и кичливым Etro или Dolce&Gabbana (мечта
нуворишей) приходят умеренные, даже спортивные марки, такие как Paul&Shark.
Люкс не ноет и не жалуется
За что я люблю людей, работающих в сегменте люкс? Они никогда не ноют. Не
имеют права. Люкс не жалуется, не бывает болен или подавлен, люкс всегда
улыбчив и приветлив, он всегда ищет варианты: французские аристократы
обеднели? Пойдем к китайским магнатам! В мире никогда не победит коммунизм,
пока в нем живут продавцы люкса.
Царство нытья — выставки легкой промышленности и модной индустрии
На крупнейшей выставке CPM я постоянно выслушивал от участников и гостей,
как все плохо и безвыходно, это при том, что большинство из них получили
отличные заказы и заключили выгодные контакты. Нытье, на мой субъективный
взгляд, это не только следствие печальной экономической ситуации, это
тренд. Нам в России не близко заморское оптимистично-позитивное восприятие
действительности. У нас на вопрос: «Как дела?» отвечают: «Ничего». Ничего!
Совсем ничего.
Мода, символ показного легкомыслия, в России предается поочередно тоске,
истерике и панике: открываются и закрываются марки, увольняются и
нанимаются работники, а лица становятся все печальнее. И здесь я процитирую
известный текст Хакамады: «Хороший способ усилить способность спокойно
переживать стресс — перестать рассказывать, что все плохо и слушать негатив
от других. Нужно переключать их на что-то другое и каждый вечер собирать
позитивную информацию. Это сложно, потому что у кого-то всегда что-то болит
или не хватает денег».
Хватит ныть и плакаться, пора искать новые способы действия, старые
работать больше не будут. Работать нужно: и мозгом, и руками
В середине сентября взял интервью у замечательного дизайнера Ольги
Вильшенко (читайте в октябре на materiality.info). Ольга — одна из немногих
дизайнеров, успешно развивающих в своих коллекциях «русскую тему». Модный
дом она открыла в Лондоне и только после успеха в Европе запустила марку в
России. Мы встретились в ее уютном бутике в Якиманском переулке, рядом с
парком «Музеон», и поговорили о кризисе, производстве, женственности и …
любви в окружении дивных вещей, оформленных традиционными вышивками. Ольга
отметила, среди прочего, что на западе лишь кутюрные бренды предлагают
своим клиентам уникальные вещи, сшитые по мерке, а для многих отечественных
марок это естественная практика: «У нас марки дизайнерской одежды — это
небольшие бутики и ателье, на западе это индустрия, в первую очередь,
ориентирующаяся на массовое производство, даже если это предметы класса
премиум». Это очень важное наблюдение. Российская мода в подавляющем
большинстве местечковая, «марки» — это на деле ателье, которые ко всему
прочему еще и создают коллекции.
Выходит, что дизайн сам по себе, кучкуется по углам, а легкая
промышленность, с ее фабриками, сама по себе, ноет о том, как все плохо. Я
иду к дизайнерам — у них трудности с отшивом коллекций, я смотрю на фабрики
— там катастрофа с дизайном. Решение проблем где-то рядом, не находите?
Ближе к концу сентября отправился на гастроль в Краснодар, вещать местным
светским дамам о прекрасном, заодно познакомиться с модной обстановкой в
городе. Был удивлен. Приятно удивлен. Я ждал от Краснодара беспросветной
безвкусицы. Между тем в городе работает несколько мультибрендовых
магазинов, которые представляют качественные, стильные вещи премиальных
марок, в том числе и русских! Потому кубанские светские барышни были одеты,
не без местных особенностей, но достойно. Посетил пару ателье. В одном из
них работает немалый для провинциального ателье штат сотрудников (12
человек), установлено хорошее оборудование, и, судя по всему, очень четко
отлажена система работы. Качество изделий достойное, но стиль… боги
олимпийские, без слез не взглянешь на эти «кофточки» и «платьица». Местные
рассказали мне, что в городе работает крупная швейная фабрика, где шьют
мужские костюмы и школьную форму. На фабрику мне попасть не удалось, а вот
расспросить знающих людей и взглянуть на изделия получилось. Проблемы те
же: есть руки, есть неплохое оборудование, но отвратительны и лекала, и
ткани, посему на выходе «советский» товар: дешевый, некрасивый, плохо
сидящий.
Завершился мой модный сентябрь конкурсом «Русский силуэт». Дизайнеров учат
везде, но дизайна в стране нет
Шестьдесят семь финалистов (67!) — это отбор, это лучшие из лучших, однако удобоваримых коллекций набралось с десяток, не больше, остальное катастрофа. Молодые дизайнеры или слепо копируют старое-доброе уверенное
или изобретают не самые удачные версии велосипеда. Такое ощущение, что они
находятся где-то вне модного контекста, будто сайт Vogue и style.com
заблокированы. «Где мода?» вертелось у меня в голове. Несомненно, многие
работы были театрально-яркими, самобытными, но какое отношение это имеет к
моде, к одежде?
Как и ожидалось, было показано много «национальных» коллекций, но ведь и с
традиционным костюмом можно играть в пространстве моды и стиля, не уходя в
театральность. Я большой поклонник традиционных мотивов в одежде, тонких,
изысканных, элегантно вплетенных в канву актуальной моды… Но на подиуме был
представлен или кич в виде светящихся кокошников, или почти прямые цитаты
национальных костюмов, а так хотелось красивых интерпретаций, как,
например, у Вильшенко, которая делает модную одежду, аккуратно привнося в
нее русский код.
Сентябрь для отечественной моды месяц довольно спокойный, бурно начавшись
залпом светских мероприятий, он уходит в рутинную работу. Светские барышни
весь сентябрь гуляют по неделям моды в Нью-Йорке, Милане и Париже, а значит
крупных событий в конце сентября в российской столице нет, горячо будет в
октябре: две недели моды в Москве, еще пара в Петербурге, бесконечные
презентации, встречи, открытия…