Это был непростой месяц для всего мира, непростой и для моды. В
ситуации, когда происходят страшные события, теракты, разгораются войны,
мода – последнее, о чем задумывается человек. Однако именно мода
оказывается в сложные периоды лучом надежды, мечтой о жизни, в которой есть
место кокетству и красоте. В голове всплывает знаменитое фото великого
фотографа Сесила Битона «Мода непобедима». На нем элегантная модель
сфотографирована смотрящей на разрушенное после бомбежки здание. Я задал
вопрос в Facebook: уместно и этично ли во время, когда мир трясет, писать и
говорить о такой, казалось бы, куртуазной вещи, как мода. Уместно и даже
необходимо — единогласно ответили читатели, ибо именно живущая красота
заставляет бороться и верить в мир.
То было лирическое отступление, ведь в этой колонке мы говорим об
атмосфере, а значит можно поддать немного «драматизма», не так ли?
Исламизация моды: кто платит, тот и задает тон
Если посмотреть на моду «сверху», в исторической перспективе, то именно
сейчас после всех произошедших событий возможно изменение вектора ее
движения. Исламизация — это глобальный процесс, касающийся и моды в том
числе. Современная мода, особенно сегмента люкс, стала все больше
ориентироваться на покупательниц из мусульманских стран. В отличие от
европейских покупательниц они представляют другую модель потребления и
готовы вкладываться в репрезентативную одежду, подчеркивающую статус и
благосостояние, покупать не стиль, но маркеры богатства, которые можно
носить на себе. Среди клиенток высокой моды все больше представительниц
арабских стран, а одежду российских дизайнеров больше других покупают
кавказские барышни, и марки, соответственно, подстраиваются. В последнее
время любимая модель отечественных дизайнеров — платье в пол с длинными
рукавами и отсутствием декольте; все чаще открываются и быстро набирают
обороты марки платков и конфессиональной одежды. Исламизация моды — это уже
не туманная перспектива далекого будущего, а реальность, объективная и
обоснованная экономикой: кто платит, тот и задает тон. Коллекция A La Russe
pre-fall этой зимы наполнена золотом, в ней полностью закрытые платья,
перчатки и платки, оставляющие открытым только лицо. Большая часть продаж
этой марки внутри страны приходится на Кавказ, а за границей на арабские
страны, потому логика нового стиля «а ля рус» очень понятна.
Но в этом месяце мир очень испугался. Радикальный ислам — это уже не
абстрактное явление где-то там на Ближнем Востоке, это опасность здесь и
сейчас, в Европе, в России. Европейцы стали настороженнее относиться к
мусульманам вообще. Для культуры и моды это означает притормаживание
процесса интеграции мусульманских образов в западные. Именно сейчас мода
может испугаться и в корне изменить свое движение, она не может не
отреагировать на мировые процессы. Мы сможем судить об этом после нового
года, когда на подиумах появятся зимние коллекции.
Одним из самых ярких событий ноября стала презентация новой коллекции
A La Russe
Я не зря упомянул выше марку «A La Russe». Одним из самых ярких событий
месяца стала презентация ее новой коллекции. Анастасия Романцова пригласила
гостей стать свидетелями удивительного перформанса в залах отеля Метрополь.
Интересна здесь не только атмосфера, но и сама подача. Для всех очевидно,
что формат показа, отдельного или в рамках Недели моды, устарел и перестает
«работать», нужны новые формы. Марка «A la Russe» предложила перформанс. В
нескольких залах Метрополя в картонных декорациях гости наблюдали «живые
картины», персонажами которых стали манекенщицы в образах из новой
коллекции. Продуманная до мелочей, эта интерактивная галерея действительно
впечатляла: здесь исследовательницы египетских гробниц соседствуют с
лирическими девушками в советской квартире, здесь поэтесса в запахе сирени,
уходящий поезд и покорительница неба на аэроплане. Формат такой
«театральной» презентации позволяет не только окунуться в атмосферу
вдохновения дизайнера, но и, что очень практично, принять намного больше
гостей, чем на показе, при этом уделить внимание каждому. Гости могут более
детально рассмотреть вещи, я молчу о просторе для селфи и фото в Instagram
на фоне стильных декораций. Полагаю, за один вечер аккаунт марки пополнился
немалым количеством новых подписчиков. Сама коллекция, как и предыдущие, не
отображает никаких русских кодов, к которым по идее должно обязывать
название марки, но все-таки очень хороша. В России очень мало марок
способны делать по-настоящему модные вещи. «A La Russe» — может. Не буду
углубляться в разбор коллекции здесь, боясь быть обвиненным в
протекционизме, но зайти на сайт марки и рассмотреть вещи я настоятельно
рекомендую.
Виктория Ирбаиева открыла собственный шоу-рум
Еще одно событие ноября, о котором стоит рассказать, — открытие шоу-рума
дизайнера Виктории Ирбаиевой. Скорее всего, уважаемые читатели (до сего
момента) не слышали это имя, тем не менее я часто ставлю Викторию в пример
и рассказываю о ней. Дело в том, что мне периодически доводится наблюдать
женщин (да и мужчин), которые в определенный момент понимают, что
занимаются не тем, их работа скучна, а жизнь пуста. Они пытаются в корне
изменить свою деятельность, становясь «дизайнерами», «стилистами»,
«имиджмейкерами» и даже «режиссерами». Заканчиваются их начинания обычно
никак. Поучившись на курсах дизайнеров/имиджмейкеров/режиссеров, они с
головой кидаются в новую, полную интересных проектов жизнь, но оказываются
в толпе таких же, как и они глубоко непрофессиональных, самопровозглашенных
и никому не нужных якобы «специалистов». Среди всех этих примеров людей,
решивших изменить свою жизнь, я видел только два по-настоящему успешных,
один из них — Виктория Ирбаиева. Имея блестящую карьеру
бизнес-консультанта, она ушла в дизайн и создала с нуля, без инвестиций,
собственную марку, которая теперь продается в «Цветном», «Podium market» и
других популярных местах, причем продается отлично! Новые коллекции
раскупают за несколько дней после поступления в продажу. В чем секрет? В
качественном образовании и бизнес-подходе. Решив связать свою жизнь с
дизайном, Виктория отправилась учиться в Париж, причем не в школу для
тетушек-бездельниц, а в настоящий колледж, куда поступают выпускники школ.
Была там самой взрослой ученицей за всю историю, но вынесла из обучения
важные базовые знания, качественную и необходимую основу для
профессиональной работы. Далее были исследования рынка, создание моделей,
развитие ателье, продажи, рост — и вот в ноябре открылся собственный
шоу-рум. За два с лишним года маленькое начинание превратилось в настоящую
марку с серьезными объемами производства и хорошими продажами. Теперь с
Викторией работают лучшие мировые фотографы и стилисты, вещи марки все чаще
встречаются на улицах города и страницах модных журналов, а ее успех —
прекрасный пример для подражания.
Развиваться, работать и ежедневно создавать красоту, моду, стиль — вот
наше движение сопротивления мировому злу. Красота спасет мир, как бы избито
это не звучало, действительно спасет.