#АтмосфераМоды с Тимом Ильясовым: октябрь

Октябрь – время отечественных недель моды, которые в этом сезоне по
счастливому стечению обстоятельств даже не пересеклись по времени.
Конкуренция угасла. Потому что конкурировать, в сущности, не из-за чего.

Признаюсь, я прогулял Неделю моды в Москве, которая проходила в Гостином
дворе. Прогулял по уважительной причине, ибо был приглашен на Неделю моды в
Стамбуле. Увы, из-за страшного теракта в Анкаре турецкую неделю отменили,
но приглашение осталось в силе. Вместо масштабного мероприятия организовали
шоу-рум, в котором были представлены местные дизайнеры и марки. Надо
отметить, что сами дизайнеры отмене Недели моды только обрадовались, ибо в
Стамбуле, как и в Москве, Неделя моды скорее светская тусовка, чем
профессиональное событие: затраты велики, но их целесообразность под
большим вопросом. В шоу-рум приглашались исключительно байеры и небольшое
количество прессы, заинтересованной в изделиях больше, чем в шумном
событии. Несомненно, турецкая мода имеет свой колорит, и многие дизайнеры
создают барочно-избыточные образы, усыпанные вышивкой, пайетками, бисером и
стеклярусом, но большая часть авторов все-таки ориентирована на европейские
тенденции, которые, правда, проникают в местные коллекции с опозданием.
Показанные в этом сезоне изделия соответствуют трендам годичной давности. И
это довольно странно, в современном мире с его бешеным темпом видеть, как
модные тенденции все еще могут отставать.

В нынешней моде выживает быстрейший

Zara, к примеру, производит коллекцию за две недели и обновляет
ассортимент магазинов ежемесячно в соответствии с настроениями покупателей.
Успех современной моды в ее быстроте, в реакциях на мировые события. Мода
XXI века как никогда чутко реагирует на глобальные настроения. В США после
терактов 11 сентября 2001 года несколько месяцев вплоть до Рождества не
покупали ничего цветного, яркого, красочного, при этом коллекции в
магазинах в соответствии с трендами были наполнены именно такими вещами
жизнерадостных цветов. Продажи упали по всему рынку, а коллекции почти
полностью отправились в сток. Только ZARA в течение месяца обновила весь
ассортимент магазинов на темные вещи и была в плюсе. Это 2001 год. Теперь,
спустя четырнадцать лет, благодаря повсеместному распространению интернета
темп увеличился в десятки раз. К чему было это лирическое отступление? К
тому, что в нынешней моде выживает быстрейший, и, если мы не говорим о
классических базовых вещах, изделия, созданные в соответствии с устаревшими
трендами, – страшный грех.

Уход Рафа Симонса из Dior стал одним из важнейших событий октября

Быстрота современной моды в одно и то же время и ее успех, и ее главная
беда. Бешеный темп подкашивает людей. И если в крупной компании
масс-маркета работают целые отделы дизайнеров-винтиков, где нет
незаменимых, то в домах высокой моды или люксовых брендах основной груз
создания коллекции лежит на плечах одного человека – креативного директора,
который вынужден встраиваться в эту гонку и создавать не две или четыре, но
уже шесть-восемь коллекций в год. Масс-маркет лишь копирует моду, дизайнеры
крупных домов создают ее и не всегда выдерживают темп смены тенденций,
который иссушает воображение, требуя все новых и новых решений. Уход Рафа
Симонса из Dior стал одним из важнейших событий октября, который оголил
проблему, о которой раньше не говорили, воспринимая убыстрившееся движение
моды как само собой разумеющееся явление. Симонс добровольно покинул Олимп,
потому что находиться на нем среди грозовых облаков, ветра и молний
оказалось невозможно, это порабощение, узкая и неудобная, пусть и золотая
клетка…

Я вернулся в Россию, успев на последний день Московской Недели моды, где
участвовал в деловой программе. На показах в Гостином дворе не был, но
очевидцы утверждают, что с приходом Артема Кривды и его команды мертвенькое
и попахивающие разложением событие – Неделя Моды в Москве – будто ожило и
даже приятно преобразилось. Хочется в это верить. Действительно, в
расписании появились интересные молодые марки, достойные внимания («Sorry I’
n not», например), а завершал неделю показ Юлии Яниной, которая обычно
избегает отечественные недели моды, а свои кутюрные шоу устраивает в
Париже. Тем не менее продажа билетов в зону шоу-румов (ярмарка при входе,
которая, впрочем, в этом сезоне выглядела даже прилично) по 3000
рублей/день – это апофеоз абсурда. По крайней мере билеты на показы не
продавались официально, только спекулянты приторговывали ими на улице у
«Гостинки».

Неделя моды остается актуальной для молодых, начинающих марок

Mercedes Benz Fashion Week Russia все еще остается главным событием в
отечественной моде, несмотря на то, что каждый год покрывается наслоениями
серьезной критики, причем вполне заслуженной. На мой взгляд, главная
проблема не в организации события, нет, команда «Артефакта» работает очень
хорошо и слаженно в рамках той системы, которая была задана. Проблема в
самой системе, в отношении к неделе моды, в её месте в индустрии. Дело в
том, что это мероприятие окончательно перестало быть хоть сколько-нибудь
ориентированным на профессионалов. Это ярмарка тщеславия для подростков,
шоу, на которое люди ищут «билетики», презентация для друзей, что угодно,
но не профессиональное событие модной индустрии. Об этом свидетельствует
пресс-центр, в котором в этом сезоне постоянно работали только две
редакции, обе представлявшие очень юные интернет-проекты. Программа
потеряла несколько важных имен. Серьезные дизайнеры предпочитают устраивать
показы отдельно, вне Недели моды и приглашать туда только нужных людей, ибо
на Неделе моды 80 процентов зала заполняют неведомые гости – зеваки и
красавицы полусвета… Статьи о коллекциях постепенно выкладываю на свой
сайт, здесь останавливаться на них не буду: колонка ведь про атмосферу.

На следующий день после окончания Недели моды в один вечер устроили
показы сразу три топовых дизайнера: Андрей Артемов (Walk of Shame),
Светлана Тегин и Александр Арутюнов. Я пошел к Тегин, которая показала
точную, лаконичную и драматичную в тоже время коллекцию. Был порадован
уровнем организации показа. В отличие от Недели моды каждое, каждое место
было подписано. Ни одного лишнего, ни одного случайного лица: здесь
редакторы, журналисты, блогеры, байеры, специалисты моды, звезды, клиенты и
близкие друзья марки.

Дизайнер и его команда, достигнув определенного уровня, способны сами и
организовать подиум, и собрать гостей. Неделя моды остается актуальной для
молодых, начинающих марок, как площадка для старта, для заявления, потому
этот сезон блистал дебютантами. Современная мода в России вообще с
неожиданной скоростью и энтузиазмом производит новые имена, но это тема для
отдельного рассуждения…

Adblock
detector