ТОП-5 проблем фэшн-индустрии в России: (Алла Вольская, Юлия Серегина, Александра Калошина)

Российская фэшн-индустрия по-прежнему пребывает в зачаточном состоянии.
Компаниям не хватает оборотных средств, государство – «вне моды», а
обучение в школах и ВУЗах оторвано от реалий. FashionUnited продолжает
общаться с модными экспертами и дизайнерами. Что Вас волнует больше всего,
мы спросили у креативного директора Charuel Аллы Вольской, дизайнера Юлии
Серегиной (Julia Seregina smart knits) и владелицы марки Radical Chic
Александры
Калошиной.

Алла Вольская, креативный директор бренда дизайнерской женской одежды Charuel

1. Общая низкая fashion-грамотность российского населения.

Преобладание консервативной группы и группы поздних последователей
покупательской аудитории. До сих пор сильны потребительские стереотипы и
боязнь нового. Большая часть российских женщин по-прежнему ориентирована на
гламурную sexy-моду, зародившуюся более 10 лет назад, в то время как
мировые тренды пропагандируют healthy-моду, ориентированную на здоровый
образ жизни.

Понятно, что общее отставание россиян от глобальных тенденций связано со
специфическими историческими, демографическими и ментальными особенностями.
Тем не менее общая тенденция к сокращению периода принятия инноваций
очевидна. Если еще десятилетие назад этот разрыв составлял 3 года, то
сейчас – 1-2 года, что связано с приходом потребительской аудитории
поколения Y. Однако в скором будущем процент “ранних последователей”,
восприимчивых к инновациям, значительно возрастет, и это будет связано с
увеличением демографического преобладания поколения Z( Internet
Generation).

2. Недостаток качественной профессиональной литературы на русском
языке по менеджменту, маркетингу, дизайну, технологиям и другим отраслям
fashion-индустрии.

Производство этого продукта считается коммерчески невыгодным, что
говорит о зачаточном состоянии российской модной индустрии.

3. Низкое качество эстетического и смыслового содержания рекламных
концепций. Отсутствие броских рекламных кампаний и слоганов.

4. На уровне государственной политики – отсутствие благоприятной
почвы для мощного развития отрасли.

При принятии мер нет четкого понимания отличия МОДНОЙ индустрии от
легкой промышленности.

5. Отсутствие наработанного авторитета и слабая
конкурентоспособность российских брендов в пользу западных.

Юлия Серегина, дизайнер бренда Julia Seregina smart knits

1. Относительная изолированность России.

Даже при отсутствии сырьевой и производственной базы можно наладить
работу при условии партнерского взаимодействия со странами, являющимися
глобальными поставщиками на мировом модном рынке. Страны-поставщики, такие
как Италия, Франция, многие другие участники Евросоюза, а также Азии, могли
бы все это восполнить. В США ведь тоже нет особой производственной базы. И
в Великобритании нет. Но дизайнеры в этих странах есть, да еще какие
успешные! Производств нет во многих модных столицах. Однако российскому
дизайнеру пока взаимодействие с ними обойдется значительно дороже и
сложнее, чем европейским или американским коллегам. Я имею в виду ввозные
пошлины, высокую стоимость на пересылку образцов, особенно срочную,
непрозрачность процедуры экспорта для дизайнеров, производящих маленькими
партиями.

2. Государство – «вне моды».

Искусство, культура и мода – показатель уровня развития и благосостояния
общества. Для того чтобы дизайнеры развивались, нужна поддержка со стороны
правительства страны. У нас очень немного, практически нет поощрительных
программ, грантов, госзаказов, в конце концов. Все как-то в тени,
зашифровано. В идеале, в учебниках по моде должны быть перечислены все
возможности для успешного стартапа – прямо со всеми контактами и прочими
подробностями (я подобные книги покупала в Нью-Йорке). В России пока нет ни
таких «прикладных» книг, ни программ, о которых там можно написать. Это я о
материальной поддержке. Но и моральная также важна – когда я, например,
выиграла конкурс для молодых дизайнеров в рамках недели моды в Берлине, ко
мне лично подошел мэр Клаус Воверайт – поздравить. Я о том, что пока
ментально в России не сложилось отношение к дизайнерам, как у какой-то
значимой профессии, а к моде – как важной индустрии. Да, тому есть
множество логичных объяснений, но факт остается фактом – для взращивания
талантов необходима хорошая почва, которой просто нет.

3. Отсутствие международной школы моды.

Для того чтобы взаимодействовать с глобальной индустрией (что, за
отсутствием локальной, жизненно необходимо дизайнерам), нужно говорить с
ней на одном профессиональном языке, понимать систему работы. Давать
понятные брифы и техзадания поставщикам; ориентироваться в системе работы
международных байеров, уметь с ними и взаимовыгодные отношения наладить, и
правильно эти отношения оформить. Основам фэшн-бизнеса должны учить в
университетах.

4. Инвестиционный климат.

Деньги на развитие своего проекта сложно получить всегда и везде. Но
инвестиционный климат в России особенно неблагоприятен. Особенно, что
касается сферы малого бизнеса, и уж тем более такого «полу-бизнеса –
полу-искусства», как мода. Да и откуда быть инвесторам в моду, если
индустрии моды нет.

5. Дефицит профессионалов. Как в сфере производства, так и
менеджмента.

За отсутствием бюджета на привлечение в свой проект профессионалов,
дизайнер и его команда могли бы обращаться за профессиональными
консультациями. Однако сфера консалтинговых услуг и «фриланс коучинга» или
наставничества в области ведения бизнеса не отличается разнообразием и в
большинстве своем стоит очень дорого. Что касается профессиональных
производств, отшивающих образцы и небольшие партии по приемлемой стоимости
– их также можно сосчитать по пальцам.

Александра Калошина, основатель студии текстильного дизайна
Solstudio Textile Design и марки аксессуаров Radical Chic.

1. Низкая бизнес-грамотность участников процесса по сравнению с
другими отраслями.

Отсутствие четкой структуры компаний, понятия о своей аудитории и
точного предложения для покупателей у российских марок. Большая часть
привлеченных капиталов не возвращается. Вложение в молодые российские марки
– слишком большой риск для инвесторов.

2. Нет понятной системы участия в развитии этой части отрасли со
стороны государства.

Гранты на короткое обучение. Помощь уже зарекомендовавшим себя
предприятиям в участии в зарубежных выставках. В рамках страны – это
небольшие бюджеты, но они могли бы помочь многим. Знаем это по собственному
бизнесу. Мы продаем дизайн ткани более чем в 30 стран мира и участвуем не
менее чем в пяти зарубежных выставках в год, на свои деньги отправляем
стажироваться молодых дизайнеров, и это большая нагрузка, ее трудно
выдержать, а без этого не выйти на зарубежный рынок.

3. Отсутствие производства конкурентоспособных материалов, ткани,
фурнитуры внутри страны.

Сложные таможенные процессы при доставке этой продукции из-за рубежа,
участвовать в которых трудно небольшим компаниям.

4. Старая школа преподавателей в учебных заведениях.

Слабые школы дизайна в сфере моды, отсутствие культуры современного
дизайна. Обучение в вузах слишком оторвано от реалий и далеко от
производства. Выпускники вызов дезориентированы, у них нет желания получать
дополнительный производственный опыт.

К примеру, мне много приходится общаться с зарубежными коллегами из
Италии, Франции, Америки. Они все с гордостью рассказывают, в какой
профессиональной школе учились, как потом приобретали опыт годами практики
в разных компаниях и подчеркивают, что их нынешнее успешное собственное
дело – результат точной идеи на базе всего предыдущего опыта.

5. Нехватка оборотных средств у предприятий из-за невозможности
кредитования.

Вследствие этого малые объемы производства и продажи. Традиционно
высокие ставки аренды коммерческих площадей, сдерживающие развитие
небольших марок. То есть нехватка торговых площадей пригодных для
небольшого бизнеса, для начинающих в сфере моды.

Adblock
detector