Третий месяц

 

Физическое развитие

Третий месяц характеризуется все большим разносторонним усовершенствованием. Вес в конце месяца увеличивается в сравнении с предыдущим на 3 см, окружность головы — на 1 см, грудная клетка — немного больше 1 см.

В этом возрасте или, в крайнем случае, в четырехмесячном, окружность головы должна сровняться с окружностью грудной клетки. Если же голова увеличивается очень быстро и далека до равенства с грудной клеткой — обязательно проконсультируйтесь с педиатром, чтобы не пропустить заболевание головного мозга. Большой родничок у малыша еще открытый (то есть, не имеет костной ткани), в размерах уменьшается ( в сравнении с предыдущими месяцами), он мягкий, не напряженный, не пульсирует.

Не бойтесь дотрагиваться к родничку, не обходите его, ухаживая за ребенком. Это такой же участок кожи, как и весь остальной, и ее нужно держать в чистоте!

 

Рефлекторная активность

Ребенок уже четко проявляет свои потребности и симпатии. Сочетание впечатлений от окружающего и личного темперамента создаст появление личности в вашей семье.

Улыбка становится основным проявлением удовольствия от общения, еды, отдыха или активной игры. Малыш с удовольствием рассматривает человеческие лица, особенно область от кончика носа до лба. В положении на животе, с ручками, выставленными вперед, ребенок пытается поднять свою грудную клетку, упираясь руками в опору. Если же ребенка поставить вертикально на ножки, ступни упираются, и малыш как бы пытается оттолкнуться от земли.

 

Движения

Движения руками становятся все больше координированными, и все, что к ним попадает, сразу отправляется на «тестирование» ко рту. Большинство родителей бурно реагирует на такие вкусовые испытания и решают убрать все грязные предметы с окружения ребенка. С одной стороны, они правы. Иногда грязные, а особенно остроконечные предметы становятся опасными для малыша. Но помните, каждый из нас не создан жить в стерильном мире! Тело младенца, его внутренняя среда должны адаптироваться к окружающим микроорганизмам.

Есть смысл начать подготовку вашего дома к проявлению активного изучения окружающей среды под девизом: «Что это такое?». Даже, находясь у вас на руках, он захочет потрогать или попробовать на вкус фарфоровую вазу, которую вам подарила свекровь, или дорогую вашему сердцу бутылочку духов. Все родители в мире имеют двойственные взгляды на это. Одни считают, что целесообразно оставить все на своих местах, мотивируя, что их ребенок с «пеленок» должен усвоить, что «можно», а что «нельзя». Другие считают, что все драгоценности и реликвии нужно спрятать до «лучших» дней, чтобы ребенок не знал (пока что) слова «нельзя». Но, вероятно, лучше выбрать что-то среднее. Запланируйте, например, временную перестановку тех предметов, которые могут быть испорченными большим любопытством сына или дочки, и, зная вкусы малыша, предложите что-нибудь другое. Но, все-таки, ваше «нет!» рано или поздно придется применить.

 

Сон

На третьем месяце жизни ребенок уже может спать ночью до 10 часов. Сон неравномерный, малыш часто просыпается (внезапно для вас) и начинает кричать или сосать свой палец. Это не сглаз! И не болезнь! Такие пробуждения являются нормальными явлениями для грудного периода. Даже мы, взрослые, спим, иногда глубоким, а иногда и поверхностным сном. Малыш со временем начнет спать спокойнее, если вы не создадите ему стрессовую ситуацию, разбудив окончательно, чтобы убедиться, что с ребенком все хорошо. Но это только приведет к тому, что ребенок привыкнет ночью просыпаться, чтобы проверить, есть ли мама рядом.

Поэтому, не проявляйте чрезмерного испуга, когда ребенок проснулся. Дайте ей время успокоиться самостоятельно и уснуть, чтобы создался условный рефлекс спокойного сна.

И еще, совсем не нужно кричать на малыша, заставляя его спать. Вы только вызовите чрезмерное возбуждение ребенка и продлите период бодрствования.

Если ребенок не проявляет признаков засыпания, когда вы его положили в кроватку, подумайте, что к этому могло привести:

  • Был ли достаточен период активного бодрствования? Возможно, малыш просто хочет с вами поиграться.
  • Содействовали ли вы созданию условного рефлекса на кроватку? Старайтесь сделать так, чтобы весь период бодрствования происходил не в кроватке. Тогда у ребенка сформируется установка: «Моя кроватка — значит нужно спать!». Со временем малыш сможет проявлять желание поспать, указывая на свою кроватку.
  • Не слишком ли эмоционально вы играли с ребенком или занимались гимнастикой незадолго до сна? Иногда много впечатлений на протяжении активного времени слишком возбуждают малыша и продлевают бодрствование.
  • Устранили ли вы все причины дискомфорта, ухаживая за ребенком? тесные штаны, рубашечка, крошки на пеленке, мокрый подгузник, неудобное положение могут мешать засыпанию.
  • Не появилось ли у малыша расстройство пищеварения (вздутие живота, колики, заглатывание воздуха)?

Время пробуждения ребенка обычно зависит от того, когда и в каком объеме было последнее кормление. Хотя, есть «соловьи», которые, несмотря на мамины ухищрения, всегда просыпаются в 6.00 (и раньше). Тогда нужно только набраться терпения и приспособить свой режим к ребенку.

 

Речь

Вокальные данные проявляются чаще, появляются новые звуки, интонации. Таким образом малыш проявляет желание общаться с вами. Обратите внимание: ребенок «отвечает» только после окончания вашего обращения, как бы прислушиваясь к вам. Конечно, по существу, вашей речи он еще не осознает, но желание общаться уже есть. Ученые провели такой опыт. После каждого звука появлялась мелодия звоночка. Малыш прислушивался, но не «отвечал». Лишь когда звучал голос кого-то из людей, ребенок снова начинал «разговаривать».

Очень часто желание «поговорить» у детей возникает наедине. Малыш играет своими руками, сопровождая игру звуками. Доказано, что такие дети растут спокойнее, чем те, которые ограничены в общении.

Ухаживая за малышом, следуйте правилу, каждое свое действие сопровождать словами, как бы объясняя, что вы делаете. И не обязательно разговаривать по-детскому. Хотя малыш вас еще не понимает, но это будет тренировкой к будущему общению.

Если вы выделите время для игр с ребенком, обязательно разговаривайте с ним при этом. И не комплексуйте, если кто-нибудь скажет, что вы разговариваете сами с собой. Это не правда!

Некоторые дети во время бодрствования любят «слушать»спокойную и даже танцевальную музыку. Дайте им такую возможность! Все может быть, что в вашей кроватке будущий известный композитор.

 

В поликлинику

На этот раз встреча с вашим педиатром должна состояться в детской поликлинике в установленный день. После беседы с педиатром и его осмотра, малыша должны осмотреть невролог, окулист, ортопед, и если нужно — другие специалисты. Педиатр может, если это необходимо, назначить меры для профилактики рахита и анемии.

В этом возрасте ребенку нужно сделать контрольные анализы крови и мочи. Подготовиться к прививкам (против коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита). И если малыш чувствует себя хорошо, врач не отклонил возможность проведения вакцинации, то она проводится в условиях прививочного кабинета, в возрасте 3 месяцев.

 

Будьте внимательны к своему малышу, старайтесь ему помочь адаптироваться ко всему новому в нашем мире, сделайте свой шаг для формирования личности, которая обязательно в чем-то повторит вас, умножив и оценив вашу доброжелательность.