Александр Хилькевич: Штампуют стилистов или имитаторов, но не дизайнеров

Международный конкурс «Точка RU», который Российский госуниверситет им.
Косыгина традиционно проводит в Гостином дворе, завершил свою работу.
Известный аналитик моды Александр Хилькевич делится впечатлениями от этого
и других показов молодых дизайнеров, прошедших в рамках недель моды в
Москве:

«Проводимый дважды в год конкурс «Точка RU» — это перспективный и нужный
проект. Он ярко продемонстрировал приход на модный российский подиум нового
поколения дизайнеров – с их плюсами, и минусами.

Гран-при с ректором РГУ Валерием Белгородским я вручил москвичке Катерине
Безверхой за творческую, цветную коллекцию «Я художник, я так вижу» (совет
всем: учитесь работать с цветом!). Теперь её ждет месячная стажировка в
Италии.

Также среди победителей: Алексей Волегов (РГУ им. Косыгина) – 3 место,
Сабина Изятова (МГУТУ им. Разумовского) – 2 место, Аюми Кабаяши (Академия
моды Сугино, Япония) – 1 место.

Просмотр коллекций на «Точке RU», а также других коллективных и
индивидуальных показов молодых дарований в рамках прошедших недель моды
выявил их основную проблему – отсутствие тех самых модных линий, создание
которых и является главной профессиональной задачей дизайнера.

«За шелухой псевдоумных слов исчез сам предмет и суть профессии
дизайнера»

Без дисциплины линий нет ни внятного силуэта, ни гармоничных пропорций, ни
эстетики формы. И это ошибка не столько молодых дизайнеров, это в первую
очередь минус преподавания. Что в российских вузах, что в иностранных
дизайнерских школах нынешние программы обучения – обо всем и ни о чем. За
шелухой псевдоумных слов исчез сам предмет и суть профессии, которой учат.
Штампуют стилистов или имитаторов, но не дизайнеров – людей, мыслящих
самостоятельно, нешаблонно, смотрящих в будущее, способных рождать новые
идеи и грамотно воплощать их в реальном изделии или проекте.

Ошибаются те, кто говорит, что дизайнеру сегодня владеть классическим
конструированием необязательно. Вряд ли с ними согласятся работодатели,
байеры и клиенты. Безусловно, в самом ближайшем будущем главным дизайнером,
маркетологом, производителем и продавцом в индустрии моды станет робот. Но
это касается только масс-маркета.

В секторе креативной моды ценность дизайнеров-визионеров с навыками
моделирования, конструирования, чувством материала, знающих технологию
обработки, основы портновского мастерства, ручного декора, понимающих
важность качества посадки изделия будет только возрастать.

Именно в этом творческом, многодельном, отнюдь не дешевом сегменте,
рассматривающем моду как искусство, требующем таланта, знаний и терпения,
русские дизайнеры могут быть не только конкурентоспособны, но и задавать
тон на международной арене. Именно эти проекты государству нужно
продвигать, поддерживая их участие в международных выставках, модных
показах, облегчая условия экспорта.

Что касается недорогого масс-маркета, под копирку штампующего однотипный
ассортимент, здесь у русских марок будущего нет. Через 5-10 лет эта ниша
будет полностью поглощена H&M, Zara, AliExpress и иже с ними.

Соответственно дизайнеров нужно готовить с учетом этой перспективы.
Поверхностный подход здесь неприемлем. Звонкая болтовня на краткосрочных
интенсивах, на которые активно зазывают школы моды с красивыми именами,
этих знаний точно не дадут. Но и годы в вузах, как я уже сказал, не
гарантируют результата, если нет современных методик. А они мало у кого
есть.

Подобные программы могут рождать только единичные профессионалы, и мы их (с
учетом того, в какой критической ситуации находятся отечественные
дизайнерские вузы в результате реформ последних лет) теряем. Нужен центр,
который их объединит, станет открытой площадкой для экспериментов, встреч,
обмена опытом, повышения квалификации преподавателей, студентов и
специалистов не только индустрии моды, но и других направлений дизайна.

Сегодня есть только одно место, способное справиться с этой миссией – РГУ
им. Косыгина. Его техническая база уже сейчас одна из лучших не только в
нашей стране, но и в мире. Дело осталось за малым – проветрить помещения,
наполнив вуз свежими идеями и энергией творчества».

Фото: Точка RU

Adblock detector